Следственный комитет начал доследственную проверку по информации, которая размещена в СМИ. Журналисты сообщали, что в Южноуральске 11-летний мальчик, который получил тяжелую травму головы, в результате преступления не получают необходимую государственную соцпомощь для лечения и реабилитации. Следователи выясняют, так ли это и устанавливают в действиях должностных лиц из социальных служб признаки преступления, предусмотренного статьей о халатности (часть 1 статьи 293 УК РФ). По результатам проверки органы примут процессуальное решение и предпримут меры для восстановления нарушенных прав ребенка.
30 марта по факту о нападении на ребенка Следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (п. «б, з» ч. 2 ст. 111 УК РФ).
В результате расследования установлено, что 20-летний обвиняемый нанес удары 11-летнему ребенку. 12 ноября Южноуральский городской суд вынес постановление в отношении парня о применении принудительного лечения. Как выяснилось в результате экспертизы, молодой человек страдал хроническим психическим расстройством.
По просьбе матери ребенку оказали юридическую помощь – подготовили проект гражданского иска о возмещении ущерба. Однако суд исковое заявление не принял, сославшись на Пленум ВС РФ от 07.04.2011 № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».
«Гражданский иск, заявленный по уголовному делу о применении мер медицинского характера, не подлежит рассмотрению, что не препятствует дальнейшему рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, – комментирует СУ СК РФ по Челябинской области. – На данный момент следователями СК России женщине оказана помощь в подаче гражданского иска в Южноуральский городской суд».
Установлено, что тяжесть травм, которые получил ребенок, предполагает продолжительный курс лечения и реабилитации. Мать потерпевшего мальчика воспитывает двух малолетних детей, не работает и ухаживает за ребенком-инвалидом.
Женщину пригласили к руководителю областного следственного управления СК России на беседу. Как выяснилось, после получения травмы ребенок с 27 марта до 9 мая находился в Челябинской областной клинической больнице, где перенес две операции и прошел курс реабилитации.
В последующем он был переведен в областной центр восстановительной медицины. Здесь с 25 июля до 25 августа врачи проводили реабилитацию, месяц он находился в центре созащиты «Семья». С 26 октября мальчик находится в отделении медреабилитации и санаторного лечения ГБУЗ ЧОДКБ.
Мать пострадавшего находится на учете в управлении социальной защиты населения, получает пособия по уходу за детьми и пенсию по инвалидности. Как попавшая в трудную жизненную ситуацию, она получила единовременную материальную помощь.
По своей инициативе она обратилась в платную клинику, деньги на которую нашлись благодаря неравнодушным гражданам и предпринимателям. Однако лечение необходимо ребенку постоянно.
На приеме у следователей женщина попросила помочь ей в организации этого процесса, оплате жилья в Челябинске и и приобретении дорогостоящих лекарств.
Руководство следственного управления СК России по Челябинской области направили губернатору и в областной минздрав письмо об оказании помощи семье. В СК отметили, что любая помощью нуждающимся носит заявительный характер:
«В связи с этим Следственный комитет России прорабатывает предложения о необходимости внесения изменений в действующее законодательство (все сферы социальной поддержки) об установлении не заявительного, а обязательного характера оказания социальной помощи всем нуждающимся, подпадающим под конкретные критерии оказания необходимой помощи в рамках действующего законодательства», – заключили в СК.